Обладатели статуса MBA

Что такое MBA, зачем и кому необходима эта степень

Программа MBA (Master of Business Administration) — исторически главная (флагманская) программа в бизнес-школе. Помимо программ MBA, Executive MBA и DBA бизнес-школы предлагают среднесрочные и краткосрочные программы бизнес-образования: профессиональную переподготовку, бизнес-магистратуру, повышение квалификации.

В картинке много правды; к подобной ситуации рано или поздно приходят множество карьероориентированных менеджеров и владельцев бизнеса. Возможность решить проблемы дают только новые знания и новые навыки. Ничего другого человечество не придумало.

В «ядро компетенций» топ-менеджеров входит всё, что является основой современного стандарта MBA и EMBA (об этом, в частности — исследование компетенций топ-менеджеров МШУ «Сколково»)

MBA — программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (см.стандарт MBA).

По итогам обучения присваивается квалификационная степень МВА . Для обучения на МВА необходимо иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2 лет. (бизнес школы и институты бизнеса, имеющие аккредитацию AMBA, устанавливают минимальный стаж в 3 года).

Выпускники программ MBA имеют базовые знания по общему и стратегическому менеджменту, маркетингу, финансам, развитию бизнеса, эккаунтингу, управлению человеческими ресурсами, управлению проектами и др. (см.полный перечень компетенции выпускника MBA). Выпускнику программы MBA школа бизнеса выдает диплом о профессиональной переподготовке установленного (государством) образца и свой диплом MBA.

Компетенции MBA важны для российских менеджеров потому, что:

  • уровень конкуренции среди работодателей за хорошо образованных и талантливых кандидатов высок.
  • навыки примерно половины действующих руководителей в области менеджмента не соответствуют современным требованиям: нет умений и инструментария для внедрения инноваций, управления изменениями, не хватает компетенций для управления стоимостью бизнеса, управления проектами, недостаточно развиты коммуникативные качества и т.д.

  • старшие поколения менеджеров уходят на пенсию, и налицо нехватка компетентных и опытных менеджеров, которые могли бы их заменить. На сегодняшний день число топ-менеджеров со степенью МВА пока невелико.

По данным опроса журнала «Генеральный директор»

1. Где необходима степень МВА?

  • наличие диплома МВА заметно повышает шансы кандидата на успешное трудоустройство в любой сфере на любом уровне управления, особенно в финансовом и банковском секторе, маркетинге и продажах, управлении проектами и операциями, консалтинге, государственном и муниципальном управлении.
  • наиболее востребованы выпускники бизнес-школ в сфере стратегического управления.
  • в компаниях, оперирующих на международном рынке или вовлеченных в международные торговые операции.
  • знания. полученные на МБА, будут ценны для тех, кто ведет собственный бизнес или планирует создать свой стартап.

2. Что можно найти на МВА?

Знания, умения, навыки. Даже люди с внушительным опытом, полагающие, что они все знают, после поступления на программу МВА убеждаются, что это далеко не так. Дело в том, что бизнес-школа аккумулирует знающих, опытных, амбициозных, думающих людей и этот «коллективный разум» обогащает каждого участника обучения.

Более 70% выпускников MBA считают знания самым главным результатом обучения . И не только знания. Вот как они об этом говорят в интервью нашему порталу:

  • «переосмысление жизненной позиции и главной цели, понимание основных бизнес-процессов»
  • «расширение горизонта стратегического видения и мышления»
  • «общую структуру необходимых знаний и выявление узких мест в собственных знаниях для их дальнейшего развития»
  • «послужило отправной точкой для нового витка саморазвития»
  • «веру в себя»
  • «самосознание и другой взгляд на происходящее»
  • «изменение мировоззрения»
  • «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов»
  • «инструментарий для реорганизации компании»
  • «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других»
  • «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний»
  • «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе»
  • «стимул для стартапа» и др.

Изменения. Учеба и общение в кругу интересных людей приводит к изменениям и в вашем подходе к работе, бизнесу. Вы начинаете меняться, раскрывать в себе новые таланты и развивать новые навыки, становитесь увереннее в себе. Вы можете говорить на одном профессиональном языке с профессионалами любого бизнеса. Растет ваша цена на рынке труда.

Среда общения (Networking). В школе бизнеса на программе МВА собираются активные, карьерно- и бизнес-ориентированные люди. Люди, для которых стремление к новому, творчество и интерес к жизни естественны. Это ли не идеальная среда для вашего дальнейшего личностного и профессионального роста? Деловые связи и знакомства во время обучения на МВА часто приводят к кардинальным изменениям в карьере, да и жизни. Часто это многократно окупает затраты на обучение. База ваших контактов расширяется, и вы тоже оказываетесь в других базах: базе бизнес-школы, базах ассоциаций выпускников.

3. Кто учится на МВА?

Получение бизнес образования напрямую связывают с успехом в бизнесе. Однако, эффективным оно может быть лишь для тех, кто имеет практический опыт работы после окончания высшего образования. Обычно это, как минимум, 2 года стажа практической деятельности (необязательно на руководящей позиции) или 3 года в бизнес школах, имеющих престижные международные аккредитации.

Бизнес-образование строится на обсуждениях бизнес-ситуаций (case-studies), предполагающих, в значительной степени, опору на собственный практический опыт. Поэтому тем, у кого такой опыт невелик, мы советуем не торопиться на МБА.

В отличие от распространенных представлений, в российских бизнес школах на программах MBA учатся не только руководители компаний.

27 лет — 33 года — cредний возраст слушателей МВА. Наиболее многочисленная когорта слушателей МВА — в возрасте 29-44, хотя есть слушатели моложе и старше.

Cостав группы программы МВА (на примере вечерней программы):

50 — 60% — менеджеры среднего звена.

25 — 30% — топ-менеджеры (генеральные, коммерческие, финансовые директора, владельцы бизнеса).

10 — 15% — линейные менеджеры.

4. Мотивы поступающих на программы МВА см. здесь»

5. Насколько может увеличиться годовой доход после окончания МВА?

По статистике нашего портала, менеджеры, кто за 2 года после окончания МВА продвинулся по карьерной лестнице, увеличили свой доход в среднем в 1,5 раза , причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена.

Среди тех, кто остался на прежней позиции, наблюдается различие: топ-менеджеры смогли увеличить свой доход в 1,5 раза , менеджеры среднего звена — на 30% .

Зарплата кандидата с МВА, как правило, на 25-30% превышает зарплату обычного соискателя, говорят рекрутеры.

6. Изменения в карьере и рост доходов после MBA см. здесь

7. Кому не стоит идти на МВА?

  • Тем, кто не имеет четкой цели в своем развитии и не имеет мотивации к изменению себя, своей работы, своего бизнеса.
  • Тем, кто не готов к серьезной работе во время обучения и воспринимает MBA как «волшебную палочку», которая автоматически повысит зарплату и перенесет в кресло топ-менеджера.

Читайте еще:

8. Лидер или не лидер?

МВА — еще и прекрасная возможность развить в себе такое качество как лидерство. Понять, каких качеств у вас больше можно, пройдя тест «Лидер или менеджер?»

Еще раз о динамике российского рынка МВА

Продолжаем разговор о российском рынке MBA с цифрами в руках

27.11.2019 / Любовь Лучко

Эксперты рынка MBA рассказали, когда российские бизнес-школы выйдут на мировой уровень

Вопреки прогнозам пессимистов слушателей становится больше

Статус MBA в нашей стране еще должен укорениться

Решение о получении диплома бизнес-образования МВА — важный шаг, который способен изменить жизнь и карьеру человека. Поэтому эксперты советуют очень четко определить цели получения диплома, прежде чем заплатить деньги за обучение. И как можно более осознанно подойти к выбору бизнес-школы. «Известия» решили выяснить, какие ошибки чаще всего совершаются при выборе бизнес-школы.

Как показало недавнее исследование, самыми популярными критериями, на которых основывают свой выбор российские студенты программ МВА (Мастер делового администрирования), являются: репутация школы, преподавательский состав и стоимость обучения. При этом в рейтинге ожиданий будущих студентов на первых местах: получение новых, систематизация уже накопленных знаний и карьерный рост. Однако, по мнению экспертов, потратив три года своей жизни и $100 тыс. или даже больше на обучение по программе МВА, вы можете. разочароваться.

Опыт работы желателен

Недавно британская газета The Еconomic Times задалась вопросом, почему такое большое количество разумных людей добровольно отдают огромные деньги, заработанные потом и кровью, посвящают свое драгоценное время, оторванное от жизни, программе МВА. Самый простой ответ на этот вопрос — они хотят найти лучшую работу, чтобы им платили больше денег, они хотят повысить качество жизни в долгосрочной перспективе и готовы многим пожертвовать ради этого.

Логика будущих обладателей дипломов МВА проста. Менеджмент — это там, где доллары, а МВА — это ключ к той двери, за которой властвует менеджмент. Проблема в том, отмечают эксперты издания, что на практике эта логика далеко не всегда оказывается верной. Если менеджмент — этот то, к чему вы стремитесь, то вы, возможно, будете стремиться пройти программу МВА. Но образование не обеспечивает автоматического карьерного роста, потому что не дает гарантий того, что вы сможете эффективно работать. Степень МВА может дать вам колоссальный потенциал, необходимый для развития вашей карьеры. Но если вы не работаете эффективно, то ваша квалификация не гарантирует высокооплачиваемую работу.

Поэтому эксперты не советуют приступать к учебе по программе МВА, если ваш опыт работы составляет меньше пяти лет. Во-первых, кандидатура будет менее привлекательной по сравнению с теми, кто имеет больший опыт работы. Во-вторых, вы просто не сможете связать то, чему учитесь, с необходимым практическим контекстом.

Как выбрать лучшее

Любопытно, что в последнее время и на Западе, и в России все чаще говорят о том, что программ МВА становится слишком много. Опасения вызывает тот факт, что неконтролируемый рост может привести к девальвации понятия МВА. Джон Тухей из школы Australian Graduate School of Management, например, недавно потребовал вмешательства правительства Австралии и введения контроля за национальным рынком программ МВА. Он хочет быть уверенным в том, что «качество программ и получаемой степени, и доверие, оценка к этим программам не будут подорваны».

В России происходит примерно то же самое. Рынок образования по системе МВА в нашей стране переживает смутное время. С одной стороны, в позапрошлом году Минобразования завершило трехгодичный эксперимент по реализации программ МВА и утвердило список вузов, имеющих право выдавать соответствующий государственный диплом. Однако, с другой стороны, системы лицензирования подобных учебных заведений создано не было. В итоге число бизнес-школ, заявляющих о готовности вести обучение по программам МВА в России, на данный момент приблизилось к 80. Большая часть из них появилась в последние два-три года. Результат — вузы, работающие на этом рынке по пять лет и более, заявляют о демпинге, угрозе размывания требований к программам и снижения планки образования по системе МВА.

Хотя, как показало исследование Begin Group, это обстоятельство российские студенты уже научились учитывать при выборе бизнес-школы. Для них понятие «репутация» учебного заведения складывается из таких понятий, как «соответствие программы международным стандартам», «наличие и количество иностранных бизнес-пратнеров школы», «аккредитация в зарубежных организациях».

Учитывай местную специфику

Однако российским студентам при выборе программы МВА приходится учитывать и иные особенности национальной специфики. «Статус МВА в нашей стране еще должен укорениться, — заявил «Известиям» гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. — Для нас сейчас метод латания дыр в базовом образовании часто может оказаться более эффективным, чем попытка получить другое большое, но еще не сложившееся образование». По его словам, сейчас работодатель в России вообще, как правило, не готов признать, что человек с дипломом МВА знает что-то такое, благодаря чему он стоит больше, чем человек без МВА. «С позиции работодателя, прочитать в резюме потенциального сотрудника, что тот за последние пять лет прошел 10-15 краткосрочных специализированных курсов или тренингов (например, по международному бухгалтерскому учету, финансам, командообразованию и так далее), намного лучше, — считает Сергей Пятенко. — Такой список может гораздо больше рассказать о человеке, который их выбирал, чем два-три года обучения по стандартной программе МВА». Поэтому при выборе программы обязательно надо помнить о своей будущей специализации, иначе можно потратить деньги впустую.

По материалам economictimes.indiatimes.com, begin.ru и mbaconsult.ru

Как выбрать программу МВА

— Не позволяйте программе МВА разрушить вашу карьеру или личную жизнь — подгоните ее под свои цели. Выбором большинства студентов МВА становится дистанционное обучение или гибкое обучение, несмотря на то, что большинство университетов и бизнес-школ, защищая свои интересы, продвигают очные программы, говоря, что они лучше.

— Взвесьте все тщательно, прежде чем оставить работу ради получения степени МВА. Вы думаете, что вы быстрее получите квалификацию, но нужно ли вам это?

— Если вы думаете, что ошиблись с выбором программы, измените ее. Обычно сделать это легко.

— Не приступайте к учебе по программе МВА, если ваш опыт работы составляет меньше пяти лет. Ваша кандидатура не только будет менее привлекательной по сравнению с тем, кто имеет больший опыт работы, вы также не сможете связать то, чему учитесь, с необходимым практическим контекстом.

— Поговорите с людьми из вашей организации, прежде чем пойти получать МВА. Спросите их, каким они видят ваше будущее и думают ли они, что программа поможет вам. Видят ли они в вас менеджера? Может, они знают какую-либо стоящую программу МВА? Что им нравится и не нравится в МВА?

— Не забудьте узнать про историю программы. Как долго она существует? Сколько через нее прошло студентов? Сколько у нее выпускников? Чем занимаются эти люди сейчас? Поддерживают ли эту программу компании, пользуется ли она авторитетом в бизнес-кругах?

— Многие игроки на рынке МВА игнорируют эти правила, хотя если сравнить карьеру менеджера с тортом, то опыт и работа являются его основными компонентами, а формальные квалификации, степени — сахарная глазурь сверху. На самом деле, торт лучше, если он покрыт сахарной глазурью, однако сама сахарная глазурь особой пользы не имеет.

Всё о MBA

MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Подробнее>>

Самые успешные обладатели MBA

Понедельник, 09 Июль 2012

Одним из наиболее распространенных способов судить о бизнес-школе и оценивать ее вклад в студента является внимание к таким объективным критериям, как зарплата выпускника и его дальнейшие карьерные позиции. Сопровождается эта оценка преимуществ MBA не менее важным критерием – анализом широты и качества приобретенных контактов за время обучения.

Как все мы знаем сегодня, качественные контакты имеют свойство также монетизироваться и приносить различного характера выигрыши в бизнес среде. Разумеется, для того, чтобы измерить результат инвестирования в бизнес-образование в конкретной школе, понадобится оценить и взвесить, помимо названных трех, и ряд других факторов. Тем не менее, как выпускники, так и школы предпочитают делать акцент именно на них, говоря о выгодах их степени MBA.

В связи с тем, что зачастую вместо того, чтобы самостоятельно рассчитать выгоды и затраты на получение такого рода образования где бы то ни было (ведь решение этого вопроса обязательно индивидуально), многие делают свой выбор не только исходя из рациональных расчетов, но ориентируясь на окружение (друзья, коллеги) и лидеров мирового масштаба (крупных бизнесменов и больших руководителей в разных сферах), результат оказывается не такой, как ожидается.

То, какое влияние на ваш выбор оказывают окружающие вас люди (или уже оказали), мы оставляем вам для самостоятельного анализа, а о воздействии же на ваше решение образов высоко статусных лидеров вы сможете судить, прочитав о некоторых известных выпускниках топовых бизес-школ мира. Сразу или по прошествии некоторого времени вы сможете понять, повлияли ли эти знания на принятие решения о получения MBA и, в частности, на выбор школы.

Итак, ниже вашему вниманию представляем выпускников некоторых бизнес-школ — выдающихся мировых деятелей, в которых довольно ярко сочетаются показатели преимуществ (высокая заработная плата, высокая должностная позиция, наличие широты качественных контактов), прогрессирующих после получения MBA.

Оговоримся, разумеется, что успех этих людей далеко не полностью обязан бизнес-школе, однако получение этой степени определенно являлось шагом на пути к еще большему их росту.

Начнем с выпускников Stanford GSB, наиболее известным из которых стал Фил Найт, являющийся председателем и одним из основателей компании Nike, владельцем студии Laika, и богатейшим человеком Америки (топ 20) и мира (топ 50). Можно уверенно утверждать, что получение степени MBA в Стэнфорде в 1962 году являлось залогом его масштабного успеха, ведь в августе 2006 он пожертвовал бизнес-школе 105 миллионов долларов, которые пошли на создание нового кампуса, получившего название Knight Management Center. Среди ярких выпускников школы также Лоренцо Забрано (генеральный директор крупнейшей строительной компании Cemex), Джон Браун (председатель и генеральный директор British Petroleum (до 2007), с 2001 года член Палаты Лордов), Джон Даное (президент eBay), губернаторы, министры и другие крупные лидеры. Безусловно, бизнес-школа предоставляет своим студентам широкий и многомерный объем возможностей.

Джордж Буш-младший — выпускник Гарвардской бизнес-школы

Не только не уступает, но и, вероятно, превосходит Стэнфорд как количественно, так и по сферам развития выпускников Harvard Business School. Дональд Карти (генеральный директор American Airlines), Зои Круз (основатель и президент Morgan Stanley), Джефри Имелт (генеральный директор General Electric), Рик Вагонер (генеральный директор General Motors) получали свои степени MBA именно здесь. Наряду с крупнейшими лидерами в 1975 году Школа выпустила 43 президента США – Джорджа Буша-младшего, а недавно в 2012 году степень MBA в Гарварде (по программе Executive Education Training Program) получила супермодель Тайра Бэнкс (ведущая реалити шоу «Топ-модель по-американски», руководитель студии Bankable Productions). Как видим профили выпускников значительно разнятся, тем не менее, мы можем представить себе насколько широк характер связей, приобретенных в Гарвардской Бизнес Школе.

Теперь взглянем на обладателей британского MBA. Здесь обратимся к London Business School, которая гордится бизнес-степенями премьер министра Монголии – Сухбатарына Батболда, заместителя премьер министра Сингапура – Вон Кан Сенга, председателя корпорации Cadbury Schweppesсэра Джона Сандерленда, а также членов британской Палаты Общин. Одним из выдающихся выпускников другой известной лондонской школы, Cass Business School является турецко-американский бизнесмен Мухтар Кент. Перед тем как возглавить компанию Coca-Cola, он побывал на многих высоких карьерных позициях, в достижении которых ему помогла в том числе степень магистра административных наук (Master of Science degree in Administrative Sciences).

Президент Coca-Cola Мухтар Кент — обладатель MBA британской Cass Business School

Широко известны также Майкл Хазен – основатель и глава корпорации Blackboard, являющийся выпускником, президент и глава компании Intel, член совета директоров GoogleПол Отеллини, получивший MBA в Haas School of Business, главный финансовый директор компании Procter & Gamble, Джон Меллер, получивший MBA в Cornell University. И в завершении отметим Дональда и Иванку Трамп, получивших MBA в Wharton School of Business.

Многие из российской бизнес элиты также получали степени MBA за рубежом. Например, Дмитрий Ананьев (владелец Промсвязьбанка), один из богатейших людей России, получил степень Executive MBA в University of Chicago. Юрий Мильнер, совладелец Mail.ru Group и DST Global, учился в Wharton, а Алексей Мордашов, генеральный директор ОАО «Северсталь», имеет диплом MBA Northumbria University (Ньюкасл, Великобритания).

Свой диплом MBA Алексей Мордашов, генеральный директор ОАО «Северсталь» и один из богатейших людей России, получил в английском Northumbria University

Таким образом, можно заключить, что о бизнес-школе многое могут сказать ее выпускники и их образ успеха. Выдающиеся личности, которые сочетают в себе то, что хочет видеть каждый, решивший получить степень MBA, а именно: стремительный карьерный рост, сопровождающийся повышением оплаты труда, полезные контакты и связи, зачастую становятся ориентирами для поступающих. Однако, при ответах на вопросы, нужен ли MBA, в какой сфере его получать и в какой школе, не стоит ориентироваться по большей части на престиж, который, кстати сказать, и формируется благодаря таким мировым профессиональным «звездам».

Программа МВА в системе бизнес-образования

Программа МВA в подавляющем большинстве зарубежных стран является университетской программой профессиональной подготовки высшего уровня (graduate level – магистратура). Для поступления на программу МВА необходимо наличие высшего образования на уровне бакалавра (undergraduate level, bachelor — первая ступень высшего образования). Выпускнику программы МВА присуждается академическая степень «Магистр бизнес-администрирования» (Master of Business Administration).

В Европе и в США магистерские программы реализуют университеты и бизнес-школы. Бизнес-школа — это учебное заведение университетского уровня, которое присуждает бакалаврскую и магистерскую степень в области бизнес-управления. В бизнес-школах преподаются следующие дисциплины: предпринимательство, экономика, стратегия, финансы, управление человеческими ресурсами, маркетинг, управленческий учет, организационная психология, менеджмент, логистика, информационные технологии и др. Большинство бизнес-школ входят в структуру университета как факультеты, колледжи или институты, но могут являться и самостоятельным учебным заведением. В дополнение к обучению студентов, многие бизнес-школы имеют программы дополнительного образования как открытого типа, так и по заказу компаний (корпоративные программы).

Программа МВА в американской высшей школе

В системе образования США университет или бизнес-школа присуждает следующие степени:

  • Associate’s degree: AA, AAB, ABA, AS;
  • Bachelor’s Degrees: BA, BS, BBA (Bachelor of Business Administration), BBus (Bachelor of Business), BCom, BSBA, BAcc, BABA, BBS, BMOS and BBusSc (Bachelor of Business Science);
  • Master’s Degrees: MBA, MBM, Master of Management, MAcc, MMR, MSMR, MPA, MISM, MSM, MHA, MSF, MSc, MST, MMS, EMBA and MCom;
  • Doctoral Degrees: Ph.D., DBA, DHA, DM, Doctor of Commerce (DCOM), PhD in Management or Business octorate (Doctor of Philosophy), Doctor of Professional Studies (DPS).

Программа МBA – это программа профессиональной подготовки магистерского уровня в области бизнесе-управления. Более высоким уровнем является доктор бизнес-администрирования. Однако, немного управленцев-практиков имеют такую докторскую степень. Программа МВА имеет продолжительность 1-3 года. Стандартная программа МВА в США – это двухгодичная программа. Условиями поступления является наличие степени бакалавра, как правило, в любой области, и наличие стажа работы от 2 до 5 лет.

Программа МВА в Европейской системе бизнес-образования

Европейская система высшего образования организована в трехуровневую систему подготовки специалистов. Три последовательных уровня образования: бакалавр-магистр-доктор — основаны на принципах Болонской декларации. Программа МВА в европейских университетах, как и в США, является программой магистерского уровня.

Учебный план программы содержит предметы, отражающие основные функции бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом, стратегия. В качестве примера можно привести содержание учебных планов наиболее известных программ.

Программа МВА Лондонской школы бизнеса включает следующие предметы: корпоративные финансы; модели принятия решений; финансовый учет; управленческий учет; управленческая экономика, стратегия, операционные менеджмент, маркетинг, менеджмент и организационное поведение; предпринимательство, бизнес и общество; международная бизнес среда.

Программа МВА Гарвардской бизнес-школы: финансы; финансовая отчетность и контроль; лидерство и организационное поведение; маркетинг; операционный менеджмент; бизнес, управление и международная экономика; стратегия; предпринимательство. В учебный план входят курсы по выбору. Студент может выбрать до 10 курсов из 120 предлагаемых.

Программа МВА в системе бизнес-образования России

Программа МВА пришла на постсоветское пространство с Запада. За время ее существования она прошла апробацию и претерпела определенные изменения, адаптируясь к потребностям национального бизнеса.

Российский аналог западной программы МВА – это программа «Мастер делового администрирования». Английское слово Master (магистр), в данном случае, переведено как Мастер, что позволило сохранить созвучность с английским названием программы. Мастер делового администрирования в России не является магистерской программой. Это программа дополнительного образования. До 2012 года она регламентировалась приказом Министерства образования и наук РФ «О государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительно квалификации «Мастер делового администрирования –Master of Business Administration (MBA)». В 2012 году вступили в силу поправки к закону «Об образовании», отменяющие государственное регулирование деятельности бизнес-школ. Выпускники программ дополнительного образования в России не получают государственных дипломов. Ведущие российские бизнес-школы готовят специалистов на программе МВА, как правило, на основе соглашений с западными бизнес-школами, которые дают выпускниками свой магистерский диплом в дополнение к российскому диплому дополнительного образования.

После отмены государственной аккредитации программ повышения квалификации и переподготовки (куда и входят программы МВА) наборы на программы МВА значительно сократились. Одна из причин — отсутствие государственного диплома и общих стандартов качества.

Программа МВА в странах СНГ

С развитием бизнеса идея бизнес-образования набирала популярность и стала получать государственную поддержку. Однако статус программы МВА на постсоветском пространстве до настоящего времени однозначно не определен. В некоторых странах СНГ была разработаны государственные стандарты программы МВА. В Казахстане до 2006 года выпускникам программ МВА выдавался диплом государственного образца и присуждалась степень магистра. В Законе об Образовании Казахстана были закреплены ряд важных моментов, которые в перспективе позволяют развивать высшую школу Казахстана в контексте Болонского процесса. Однако, в Законе об образовании, принятом с 2007 году, отдельно статус программы МВА не отражен.

Программа МВА в странах Юго-Восточной Азии

Традиционное для ряда государств Юго-Восточной Азии государственное регулирование экономики нашло свое отражение и в определении статуса программы МВА. Так, в Китае программа МВА официально признана программой магистерского уровня и ее функционирование регламентируется правилами Министерством образовании КНР. В соответствии с его правилами, учебный план программа МВА должен иметь как минимум девять основных курсов и не менее пяти курсов по выбору. Программы МВА в Китае есть как в государственных, так и частных университетах. Частные университеты должны получить разрешение Министерства Образования на открытие программы МВА. Наличие международной аккредитации программы и государственного диплома является конкурентным преимуществом программы на образовательном рынке страны.

Чем отличаются дипломы MBA от обычных дипломов

Диплом – это один из основных документов, подтверждающий наличие образования в определенной области. Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС ведет набор на программы высшего образования, такие как бакалавриат и магистратура. Кроме этого, бизнес-школа предлагает для обучения программы MBA и EMBA. По окончании каждого из направлений выпускникам выдаются документы, подтверждающие полученное образование. По своей специфике данные дипломы имеют ряд важных различий.

Диплом о высшем образовании

Документ, подтверждающий наличие высшего образования, выдается при успешном окончании обучения на бакалавриате или магистратуре. Система образования в России имеет ступенчатую структуру, и первым ее этапом является получение диплома бакалавра. Длительность обучения составляет 4 года. После окончания программы обучения выпускник имеет право начать профессиональную деятельность или продолжить дальнейшее образование на следующей ступени, считающейся высшей, – магистратуре. Преимуществом данного вида обучения является возможность углубить знания, полученные на бакалавриате, или поступить на программу магистратуры по другому направлению. Это позволит освоить вторую специальность за короткий срок. Обучение на магистратуре составляет 2 года.

Диплом MBA

Главной отличительной особенностью программ MBA выступает то, что полученный диплом не является подтверждением высшего образования. Это документ, свидетельствующий о получении дополнительного к высшему бизнес-образования. Более того, необходимое условие поступления на программу MBA – это наличие высшего образования и стажа практической работы. В процессе обучения слушатели получают навыки для решения сложных ситуаций в современном бизнесе. Главным акцентом выступает изучение специфики различных сфер профессиональной деятельности (взаимодействие с персоналом, финансы, маркетинг и прочие). Программы MBA больше всего подходят директорам, руководителям, а также амбициозным менеджерам, заинтересованным в развитии своей карьеры.

Преимущества получения диплома MBA

Получение диплома MBA позволяет значительно расширить свои профессиональные возможности и сферу деятельности. Обучение на программах MBA в ИБДА РАНХиГС ведется по пяти основным управленческим специализациям. Среди преподавателей большое число практиков, задействованных в различных сферах бизнеса, а также российских и зарубежных профессоров. Различные удобные формы обучения дают возможность получить диплом MBA, не отрываясь от основной трудовой деятельности. Дополнительной опцией в ИБДА РАНХиГС предусмотрено получение диплома о высшем управленческом образовании. Это доступно при использовании дополнительной возможности «Магистр менеджмента». В завершении обучения выдаются диплом MBA и второй документ об образовании с присвоенной степенью магистра по направлению «Менеджмент». Кроме этого, в стоимость программы MBA входит зарубежный модуль, который включает недельный модуль в европейской школе бизнеса. Эта возможность позволяет получить значительный опыт, основанный на изучении специфики работы зарубежных компаний и холдингов.

Сроки получения диплома MBA

Программы MBA имеют продолжительность в 21 месяц. Кроме этого, стоить отметить, что получить диплом MBA возможно в сокращенные сроки. Это доступно слушателям с документами о высшем управленческом или экономическом образовании. В данном случае некоторое количество базовых дисциплин (не более 130 академических часов) может быть перезачтено при прохождении обучения на MBA. Программа MBA, предполагающая магистерский модуль, имеет еще один дополнительный семестр и рассчитана на 27 месяцев.

Диплом EMBA

Одним из направлений бизнес-образования выступает программа Executive MBA. Обучение на ней и получение документа о прохождении будет интересно тем, кто имеет непосредственное отношение к решению стратегических задач компании, то есть генеральным директорам, их заместителям, собственникам и совладельцам крупных предприятий и холдингов. Основной целью программы Executive MBA является формирование общего видения развития компании сквозь призму маркетинговых, финансовых, организационных и прочих проблем. Слушатели программы не столько получают новые знания, сколько работают над усовершенствованием уже имеющихся лидерских качеств и навыков управления. ИБДА РАНХиГС в качестве добавочной опции также предлагает дополнительный семестр по данной программе, направленный на получение магистерской степени. За 2 года 3 месяца слушатели проходят учебный план по менеджменту и программу EMBA.

Диплом MBA или EMBA, выданный Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, – это подтверждение качественного и престижного образования в одной из старейших школ бизнеса в России. Обучение на программах MBA и EMBA в ИБДА РАНХиГС дает возможность получить опыт и знания для вывода своего личного и карьерного роста на новый уровень, а также способствует формированию полезных бизнес-связей и знакомств в профессиональной сфере.

На что могут рассчитывать обладатели дипломов МВА?

Поскольку образование по программам МВА дорогостоящее, многих амбициозных молодых специалистов достаточно часто волнует вопрос: стоит ли диплом МВА потраченных денег, и какие перспективы он может открыть? Может, будет достаточно усердия и базового высшего экономического образования или обучения на менее затратных дистанционных курсах профильного обучения? Сегодня мы постараемся найти ответы на самые актуальные вопросы касательно эффективности степени МВА на практике.

Принято считать, что степень МВА это один из самых авторитетных знаков отличия в бизнес сфере. Поэтому неудивительно, что магистры высшего администрирования по праву позиционируют себя в качестве высококвалифицированных специалистов высшего звена менеджмента.

Но поскольку образование по программам МВА дорогостоящее, многих амбициозных молодых специалистов достаточно часто волнует вопрос: стоит ли диплом МВА потраченных денег, и какие перспективы он может открыть? Может, будет достаточно усердия и базового высшего экономического образования или обучения на менее затратных дистанционных курсах профильного обучения (например, курсы повышения квалификации по направлению «Экономика и управление бизнесом» или «Экономика и управление персоналом»)?

Сегодня мы постараемся найти ответы на самые актуальные вопросы касательно эффективности степени МВА на практике.

В чем актуальность степени МВА для работодателей?

Многие работодатели сознательно ищут специалистов с квалификационной степенью МВА, так как считают этот показатель доказательством качественного бизнес образования. Кроме того, обучение по программам МВА интересно тем, что такое образование увеличивает шансы на организацию прибыльного бизнеса и его успешное развитие. Они дают передовые знания, глубокую практическую и теоретическую подготовку, целостное понимание бизнеса, нужные умения и навыки.

Отметим, что сегодня немало крупных российских компаний не только рекомендуют своим сотрудникам получить диплом МВА для эффективного карьерного роста, но и порой оплачивают его самым «ценным» кадрам. К сожалению, такая бизнес-политика в России еще не стала повсеместной. Во многом это объясняется тем, что в нашей стране имеются отличные управленцы и без МВА. Кроме того, у каждой компании своя кадровая и ценовая политика, поэтому некоторым отечественным работодателям легче взять человека с обычным экономическим образованием и не платить ему большую зарплату и премии.

А вот на Западе, если вы претендуете на должность топ-менеджера в консалтинговой компании (там занимаются консультированием руководителей и управленцев во многих сферах: юридической, экономической, экспертной и т. д.) или банковском секторе, то необходимость МВА даже не обсуждается – диплом должен быть. В нашей же стране окончательное решение насчет актуальности степени МВА в конкретном учреждении, где вы планируете работать, выносит только руководство. То есть, при подборе персонала в российских компаниях степень МВА считается не столько решающим фактором, сколько дополнительным преимуществом.

Нужен ли вам диплом МВА?

Перед тем, как начать МВА-образование четко определитесь, где вы хотите работать – в России или за границей, в какой сфере и какой политики придерживается компания, в которой вы мечтаете получить работу. Тщательный анализ рынка труда, своих способностей и перспектив поможет вам избежать пустой траты денег и функционально использовать все возможности, которые дает диплома МВА. Важно понимать, что эта квалификационная степень не панацея от безработицы и не гарант хорошей зарплаты.

Она имеет значение только для тех, кому она действительно нужна и кто может оценить ее по достоинству. Если вы придете на собеседование в маленькую компанию с ограниченным полем деятельности, то диплом МВА вряд ли откроет перед вами большие перспективы. Тем более, что специалисты такого уровня, как правило, рассчитывают на соответствующую зарплату, и многие работодатели просто финансово не соответствуют их запросам.

Самые популярные вакансии, где требуют наличие степени МВА это ведущие менеджеры по продажам, финансовые и генеральные директора, руководители в сфере здравоохранения, IT-администраторы. Информацию об оценке эффективности программ МВА в плане карьерного роста можно проследить в таких рейтингах авторитетных изданиях и онлайн-проектах как Financial Times, Forbes, The Economist, Секрет фирмы и т.д.

Интересно, что в 2014 г. компания «Begin group» в рамках проекта «Examen» провела опрос московских школьников и студентов, стремясь узнать, хотят ли они работать по будущей специальности и сравнить полученные результаты с реальностью. Оказалось, что после учебы лишь 23% опрошенных (вместо предполагаемых в начале эксперимента 46%) нацелены на работу в «своей» сфере.

Этот факт подтверждает мнение о том, что обычный специалист часто не знает где себя реализовать и куда направить свою энергию, чтобы получить за свою работу хорошую зарплату. А выпускники МВА – это знающие, опытные в своем деле люди, которые точно знают чего они хотят и считают степень МВА одним из средств для достижения жизненных целей.

Сравнительная таблица преимуществ выпускников МВА-школ и экономических ВУЗов

Уровень образования Изменения в карьере после учебы Зарплата Рост зарплаты после обучения
Выпускник бизнес школы по МВА По результатам исследования Superjob.ru и Российской лиги MBA диплом МВА способствует карьерному росту приблизительно 40% выпускников. По данным QS TopMBA.com средняя зарплата выпускников бизнес-школ – 37 тысяч долларов в год. Обладателю степени МВА, в большинстве случаев, повышают зарплату на 15-20%. Все зависит от политики работодателя. Например, процент максимального увеличения доходов, благодаря наличию диплома МВА, у выпускников Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС достигает 70%.
Специалист с базовым высшим образованием Многие находят работу на последних курсах учебы и часто не по специальности. После окончания университета около 65-80% выпускников все же находят работу по своему профилю. По данным Росрейтинга, средняя зарплата выпускника экономического ВУЗа будет составлять 60-80 тысяч рублей в год. Рост зарплаты зависит не столько от образования специалиста, сколько от его профессионализма и «верности» компании.

Нужно понимать, что диплом МВА позволит претендовать на достойную зарплату и стремительный карьерный рост только в том случае, если вы будете работать в соответствующем секторе (кадровая служба, банковско-инвестиционная сфера, управленческие должности, торговля), в крупной компании или за границей. В остальных же случаях прибавка к зарплате и вероятность более быстрого карьерного роста, по сравнению с обычными специалистами, маловероятны и стоимость обучения может себя не оправдать.

Возвести в степень

Найти баланс между прежними традициями образования и сегодняшними требованиями бизнеса стремятся все ведущие бизнес-школы мира — Harvard, Wharton, INSEAD, Stanford, LBS. В Академии PwC, например, дополнительно включили в программу такие темы, как финансовые технологии, agile (гибкое планирование и менеджмент. — Ред.), новые подходы к бюджету и др.

Больше половины российских работодателей полагают, что получение MBA влияет на развитие карьеры, показало исследование Hays Россия. При этом только для четырех процентов наличие диплома — это решающий фактор при выборе кандидата. В тройку лидеров среди сегментов, где MBA важно, вошли стратегическое развитие бизнеса, маркетинг и PR, продажи. Меньше всего степень нужна IT-специалистам.

— Получение МВА позволяет серьезно повысить управленческие компетенции, поэтому практика показывает, что чаще всего за дипломом МВА идут те, кто недавно стал руководителем и нуждается в серьезном переосмыслении уже существующих знаний и навыков, чтобы соответствовать должности, — рассказал первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. — Еще одна категория — менеджеры из отраслей, стагнирующих в кризис. Они инвестировали деньги и время в самый надежный актив — в себя.

Опрос лауреатов рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров» показал, что МВА в среднем есть у 23 процентов из них. Самое большое число обладателей степени среди финансистов (37 процентов), самое маленькое — среди директоров по коммуникациям (11 процентов).

В России есть сильные школы, в которых можно получить МВА, но большинство работодателей отдают предпочтение дипломам, полученным за рубежом. В исследовании Hays Россия отмечается, что почти 40 процентов российских компаний отдают предпочтение американским бизнес-школам, а 36 процентов международных компаний — европейским. Для четверти работодателей неважно, где была получена степень.

— Конечно, различия между российскими и зарубежными программами существуют, — отметил руководитель Академии PwC Эндрю Тайлер. — В России, например, нет государственного стандарта МВА, каждая бизнес-школа выдает свой диплом. Ценность таких дипломов за пределами страны под вопросом, поскольку их бренды пока не слишком известны в мире.

По словам Тайлера, при выборе программы MBA стоит обратить внимание на экспертизу школы — кто преподает и насколько программа может качественно покрыть теоретическую и практическую стороны обучения. Для некоторых работодателей, как подчеркнул эксперт, бренд программы имеет значение, поэтому этот критерий также стоит учитывать.

— Выбор школ Европы или, например, Юго-Восточной Азии может быть оправдан в том случае, когда работа тесно связано с этими регионами, — считает директор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров. — В ближайшей перспективе менеджер планирует переехать в ту или иную страну на постоянное проживание или на работу. Мы готовы предложить слушателям поехать на стажировку, осмотреться, «прощупать почву» для дальнейшего переезда в этот регион.

Слушатели также могут пройти стажировочный модуль Global Executive MBA, где в течение 7 дней в интенсивном режиме «прокачивают» управленческие навыки в интернациональной группе руководителей из 8-10 стран. По словам Федорова, это возможность познакомиться с управленческими технологиями за рубежом. Как рассказал эксперт, в ходе обучения менеджеру и предпринимателю важно отработать полученные знания на практике, в группах (взаимодействие, обмен опытом и коммуникация), при необходимости скорректировать полученный опыт или выполненный проект. Занятия в аудитории как основное преимущество бизнес-образования отмечают 70 процентов слушателей, а ключевым ресурсом обучения называют «сообщество МВА» (коллег по группе, преподавателей, выпускников).

Еще один из основных критериев выбора школы MBA — объем программы. Школы бизнеса США традиционно предлагают двухгодичную МВА, но первое место в рейтинге FT Global MBA Ranking 2017 занимает интенсивная годичная программа европейской школы INSEAD. «Современные менеджеры нацелены на получение необходимых знаний в максимально сжатые сроки», — считает Эндрю Тайлер.

Выбирая школу, нужно учитывать, что платить за обучение, скорее всего, придется самостоятельно. Только 6 процентов работодателей готовы оплатить диплом сотрудникам. «Случаи оплаты работодателем обучения МВА сократились. Эта практика сохранилась в крупных иностранных компаниях по отношению к тем сотрудникам, которые имеют значительный срок работы в них», — рассказал директор по развитию кадрового агентства «Юнити» Рустам Барноходжаев. По его словам, повышенный спрос на выпускников МВА постепенно снизился. Наличие диплома отходит на второй план по сравнению с опытом работы и достижениями специалиста. «В большинстве случаев заказчики даже не упоминают про МВА при описании потенциальных кандидатов, — добавил эксперт. — Выпускники школ МВА могут иметь некоторое преимущество в тех случаях, когда заказчиками выступают тоже обладатели МВА или в тех случаях, когда речь идет о двух абсолютно идентичных кандидатах по опыту, при этом у одного из них есть диплом».

Тенденцию подтверждают и в Ассоциации менеджеров. По словам Вадима Ковалева, владельцы и акционеры оценивают портфолио кандидата в целом, достижения в конкретной сфере, опыт реализации комплексных проектов. «Ведь никакой диплом прямо не гарантирует, что работа его обладателя получит признание среди клиентов и к нему придет коммерческий успех», — заключил он.

Владимир Беспалов, ректор НИУ «Московский институт электронной техники», д.т.н., профессор

Сегодня успешность университета складывается из трех составляющих: качества образования, научного признания и востребованности результатов образовательной и научной деятельности со стороны промышленности и бизнеса. Чтобы максимально эффективно взаимодействовать с бизнес-партнерами, вузам необходимо кардинально обновить содержание и формы образовательных программ.

За последние годы в нашем вузе создана современная электронная образовательная среда, обеспечивающая глубокую интеграцию в учебный процесс научных, технологических и опытно-конструкторских проектов, которые реализуются в промышленности и исследовательских подразделениях вуза.

Второй фактор эффективного партнерства вуза и бизнеса — объем финансов, направленных на научные исследования и разработки. В МИЭТ этот показатель лучший по России и составляет более трех миллионов рублей на одного научно-педагогического работника. Основная часть этих средств получена именно от выполнения работ, инициированных и заказанных предприятиями промышленности.

Залогом доверия университету со стороны бизнеса является развитая научная и производственная инфраструктура.

В МИЭТ это уникальная инновационная «экосистема», благодаря которой исследователи и разработчики могут быстро и эффективно опробовать свои идеи и изготовить опытные образцы, начиная от интегральной схемы до радиоэлектронных модулей и аппаратуры в целом.

Ссылка на основную публикацию