Наблюдение за гостями

Наблюдение на прогулке за прохожими

Людмила Белоусова
Наблюдение на прогулке за прохожими

Цель: Учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по внешнему виду.

2. Учить определять, в чем изменилась одежда весной по сравнению с зимой, почему?

3. Учить определять людей по возрасту, полу, росту и т. д.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты зимой.

К нам весна шагает

Видно очень тёплые

Ноги у весны. Автор: И. Токмакова

Обратить внимание детей, что люди больше не боятся морозов, не прячут носы в воротники пальто.

Предложить детям среди прохожих назвать, где женщины, где мужчины. Также предложить детям определить кто выше, а кто ниже по росту среди прохожих. Определить среди прохожих по возрасту, кто могла быть бабушкой, дедушкой, ребенком и т. д.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от прошлогодних листьев, благоустройство клумб и грядок.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры «Змейка».

1. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению,

2. Воспитывать у детей доброжелательное взаимодействие друг с другом,

3. Учить детей ходить змейкой, взявшись за руки в разных направлениях, при этом не расцеплять рук.

4. Создать доброе эмоциональное настроение.

Выносной материал. Лопатки, грабли, метелки, ведерки.

Досуг на прогулке для детей первой младшей группы «Мишка на прогулке» Цель: создать радостное настроение от участия в досуге «Мишка на прогулке»; способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи,.

Консультация для родителей «Весна. Наблюдение весной на прогулке с детьми 3–4 лет» Консультация для родителей! Весенние прогулки самые яркие, полные впечатлений, не только можно подышать свежим воздухом, но и поиграть.

Наблюдение на прогулке «Улитка» Конспект наблюдения «Улитка» воспитателя Ефремовой А. А. Возраст: средняя группа. Образовательная область :Социально- коммуникативное, познавательное,.

Наблюдение на прогулке за воробьями во второй младшей группе Цели: формировать умение наблюдать за птицами, их повадками; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к ним. Продолжать формировать.

Наблюдение за цыплятами тема: Наблюдения за цыплятами Цель. Знакомить детей с тем, что весной курица высиживает цыплят; формировать представление о цыпленке (маленький,.

Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке. Совместная деятельность с детьми 5-6 лет. Предисловие. Птицы – единственно доступный для.

Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте. Поведение птиц весной (гнездование)март 1 неделя h4]Наблюдение «О чём поют воробышки.

Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке. Содержание 2 книги. «Лесные гости» (ноябрь – декабрь). 1. Исследование «Синицы» – рассказ.

Наблюдение за синицей Наблюдение за синицей Цели: вызывать интерес к пернатым ; продолжать знакомить с синицей, особенностями внешнего вида, ее повадками, средой.

НОД «Наблюдение за кроликом» «Наблюдение за кроликом» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с характерными признаками внешнего вида (тело покрыто шерстью, на голове:.

«Лесной гость». Наблюдение за ежом в природе

Морозова Марина Юрьевна
«Лесной гость». Наблюдение за ежом в природе

Каждый год, вот уже 30 лет подряд, летом мы целый месяц отдыхаем на Селигере, на базе отдыха «Чайка». Природа Селигера напоминает Карелию или Прибалтику – сказочный ландшафт: стройные ряды сосен без подлеска, валуны среди деревьев, песчаные пляжи, красивые озёра, плёсы и затоки, а воздух такой чистый, что невозможно им надышаться!

В этом году к нам в гости пожаловал лесной гость. Однажды вечером, когда уже на землю опускались сумерки, мы сидели около дома у костра. Вдруг рядом с нами что – то зашуршало и зафыркало. Наша кошка Муська насторожилась и стала принюхиваться, вероятно, думая, что где – то рядом в траве мышка или птица. Мы присмотрелись и увидели ежа.

Ежи ведут активный ночной образ жизни и выбираются на охоту из своего гнезда или укрытия с наступлением тёмного времени суток. Маленький колючий лесной обитатель что – то суетливо искал, ворча и фыркая. Мы осторожно взяли ежа в руки, очень уж хотелось рассмотреть его поближе.

Ёж быстро свернулся в клубок, прижав голову к брюшку, втянул лапки и хвостик под себя и получился маленький колючий шарик, который мы положили в капюшон от куртки на столе. Наша кошка Муська тоже захотела познакомиться с ним поближе и принялась его обнюхивать.

Понаблюдав за ежом, мы решили его отпустить в лес, где ему будет лучше. Ёж, оказавшись на земле, мигом развернулся и проворно убежал в темноту.

Мы решили прикормить зверька, чтобы он прибегал к нашему дому, и мы смогли бы понаблюдать за ним, за его поведением. Мы оборудовали за домом столовую для лесного гостя: сделали деревянный настил и стали выставлять в тарелке угощения для ежа.

Наш лесной гость пронюхал про открывшуюся для него столовую, и в темноте очень легко и быстро, при помощи тонкого обоняния находил угощение. О его приходе мы узнавали сразу же, как только он появлялся: раздавался топот по деревянному настилу. Сначала ёж оглядывался, принюхивался, а только потом принимался за угощение.

Мы узнали, что у нашего лесного гости был отменный аппетит. Ёж съедал всё, что мы подавали ему на импровизированный стол: сырую рыбу, резаные яблоки и морковь, вареное мясо, каши — всё, что оставалось у нас после ужина.

Наш лесной гость, съев всё угощение, довольно фыркая, проворно покидал столовую.

Отпуск заканчивался, и нам было жалко расставаться с новым знакомым. Мы понимали, что мы в ответе за тех, кого приручили!

В наш домик заезжали новые отдыхающие, и мы им рассказали о лесном госте. Они обещали его подкармливать и передать эту эстафету следующим туристам.

Вот такие интересные наблюдения были у нас во время отдыха!

Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Поздравляю с Днём знаний и началом учебного года!

Желаю активной, насыщенной творческой жизни и оптимизма, не смотря ни на что!

Доклад Тема: «Наблюдение в повседневной жизни — ведущая форма приобщения детей к окружающей природе» Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые.

«Колючий гость». Мастер-класс Одно из моих увлечений — вязание крючком. Очень нравится мастерить разные подарки для родных своими руками. Так друзья собирают необычные.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Лесной гость» Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с использованием приёмов СГЛПТ.

Конспект занятия «Сказочный гость» МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Конспект занятия «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии.

Мастер-класс «Инопланетный гость» Материалы: фольга, пластелин,зубочистки. Представим, что мы с вами прилетели на какую-нибудь планету. А там нам встретился житель этой.

Наблюдение в природе «Цветные льдинки» Наблюдение в природе «Цветные льдинки» Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Задачи:Выявить, что лед-твердое вещество, состоит.

Наблюдение в природе «Что растет на клумбе?» (Фотоотчет) Одно из преимуществ летних деньков и летних прогулок это наблюдение за красотой цветущих растений. Цель наблюдения: рассмотреть различные.

Непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы «Знакомство с ежом» «Знакомство с ежом» Цель:дать детям представления о еже: его внешний вид, движения, питание, способы защиты. Задачи: формировать целостную.

«Сыч» — наблюдение за крупной птицей с детьми в природе Видео А точнее было бы сказать незапланированное наблюдение с детьми в природе. А дело было так. На прошлой неделе, во второй половине дня, проснувшись,.

Конспект занятия «Гость из «Лесной школы» Цель: Формирование интереса к обучению в школе. Задачи: Развивающие: 1. Развитие мышления и речи. 2. Развитие воображения. 3. Развитие.

Прохождение Man of Medan: Незваные гости: наблюдение за лодкой, встреча с незнакомцами

В предыдущей части руководства для «Темных картин — Человек из Медана» в сцене под названием «Крушение» Алекс и Джулия готовились к погружению, чтобы добраться до обломков самолета времен Второй мировой войны. В следующей сцене вы получите контроль над Fliss.

Через некоторое время начнется разговор между Конрадом (1) и Флисс (2). В начале мужчина попытается заигрывать с капитаном, что ей не понравится. Тем не менее, вы можете перестать пить пиво (Relaxed) или стать противниками (Dissaproving).

Следующая часть разговора будет о деньгах, на которые Флисс купила лодку. Вы можете быть уверены в себе или подчинены, но ни одно из решений не повлияет на ваши отношения.

Еще один ответ относительно средств, которые Конрад может потратить на бизнес Fliss, отразится на ней. Вы можете принять его предложение (Признательно) и улучшить отношения или показать Обиду и ухудшить их.

Закончив разговор, вы можете просмотреть документ (3) Fliss и сохранить его в ящике. Кроме того, вы можете использовать радио (4) и повернуть ручку вправо. После улавливания сигнала вы можете спросить о погоде (обеспокоенность) или законе, связанном с авариями. Во втором случае вы можете опасаться сообщать отчет о возврате или оскорблять своих клиентов (напористый). Последний вариант ухудшит отношения с Конрадом, который подслушивает сообщение.

Закончив с радио, проверьте компьютер (5), где помимо прогноза погоды вы также увидите приближающуюся лодку. Наконец, пройдите ниже палубы (6), где вы встретите Брэда. Во время разговора с ним вы можете улучшить взаимоотношения, проявив симпатию (Symphatetic) или ухудшив их, выразив неодобрение (Dissaproving).

Следующие выборы также повлияют на отношения между Флиссом и Брэдом. Во время разговора вы можете улучшить их (Впечатление), выразив им признание, или сделать их хуже (Скептически). Там также может быть обмен мнениями об Алекс, и здесь вы также можете показать, Любопытство, чтобы получить его симпатию Брэда или раздражать его, показывая Удивление о способностях Алекса.

Вернитесь к колоде, где вы можете просмотреть фотографии затонувшего судна (7) и снова поговорить с Конрадом (8). Вы можете спросить его о его отдыхе (Relaxed) или Сурово (Stern) реагировать на его лень. Если во втором случае вы реагируете с раздражением (Раздраженный), то вы ухудшите отношения с человеком, особенно если позже добавите саркастическое (Саркастическое) замечание по поводу его отпуска.

С другой стороны, вы можете проявить хорошее настроение (Relaxed) или, после грубого обращения (Stern), проявить любопытство (Romantic). Запущенный таким образом фильтр значительно улучшит отношения обоих персонажей.

Если вы поговорили с Брэдом, проверили бортовой компьютер и использовали радио, подойдите к биноклю (9), в котором Флисс увидит приближающуюся лодку.

Через некоторое время Флисс присоединится к ней, расспрашивая о новичках. Следующие ответы не имеют большого значения. Когда лодка (10) незнакомцев попадает в буй, начинается разговор с его экипажем. Ответы, которые вы выберете, не будут иметь большого значения, в конце концов, люди уйдут.

НОД по экологическому воспитанию детей 3-4 лет. «Необычный гость» (наблюдение за живым объектом).

Цель: Знакомство с красноухой черепахой, её внешним видом, условиями жизни.

Задачи:

Образовательные

  1. Дать детям элементарные знания о жизни черепахи.
  2. Формировать элементы экологического сознания,
  3. Пополнять и активизировать словарь детей.
  4. Учить узнавать и называть части тела животного.
  5. Закрепить представления о внешнем виде и особенностях поведения черепахи.
  6. Учить детей украшать контур черепахи скатанными салфетками аппликативным способом.

Развивающие

  1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей.
  2. Учить детей внимательно рассматривать живой объект, отвечать на вопросы воспитателя, отражать в речи полученные представления
  3. Развивать умения общаться с животным.
  4. Развивать речь, внимание, мышление, память
  5. Развивать способности к формообразованию.

Воспитательные

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.
  2. Воспитывать любознательность, аккуратность, умение сопереживать.
  3. Воспитывать положительное отношение к рептилиям.
  4. Создать положительный эмоциональный настрой от общения с черепахой.

Материал и оборудование.

Аквариум с живой черепахой, платок, корм для черепах – сушеные креветки. Заготовки черепах, распечатанных на бумаге, разрезанные бумажные салфетки на квадраты, клей, кисточки, блюдца с мокрыми губками, салфетки, большое бутафорское яблоко, угощение для детей.

Предварительная работа: чтение стихов и загадок о пресмыкающихся, рассматривание иллюстраций с изображением черепах, просмотр мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню»

Словарная работа: черепаха, панцирь, хвост, шея,

Ход совместной деятельности:

(Два стола соединены, с трёх сторон стулья для детей, на столе аквариум с живой черепахой, накрытый платком. Дети с воспитателем заходят в группу).

Воспитатель:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать! (здороваются с гостями)

Ребята, к нам пришёл ещё один гость, но необычный. А кто это, вы сможете узнать, отгадав загадку:

Носит дом с собой всегда,

Не страшна ей с ним беда!

На ней панцирь – не рубашка,

Кто же это. (черепашка)

Воспитатель (снимает платок с аквариума): Правильно. Это черепаха. Хотите ее рассмотреть?

Воспитатель достает животное из аквариума .

Воспитатель: — Давайте рассмотрим это удивительное животное. Эта красноухая черепаха. Называется она так потому, что у неё красные пятна на голове, как ушки. Зовут её Аделина. Посмотрите и потрогайте спинку и животик черепахи. Какие они?

Дети: Твердые, крепкие.

Воспитатель: — Верно. Это костяной и прочный панцирь. Он не случайно такой. Панцирь служит черепахе надежной защитой. Давайте все вместе скажем «ПАНЦИРЬ».

— Твердый, крепкий, жесткий.

Теперь посмотрите на ноги черепахи? Какие они?

— Ноги короткие с длинными коготками.

Воспитатель: -Теперь рассмотрим голову и хвостик у черепахи. Что можно сказать о них?

Дети: Голова у черепах треугольной формы, похожа на голову змеи, хвостик короткий.

Воспитатель: — Давайте повторим, из чего состоит черепаха. (Панцирь, голова, шея, ноги, хвост)

Воспитатель: У черепах нет зубов. Поэтому они отрывают пищу своими челюстями. Красноухие черепахи питаются не только листьями растений. Наша черепаха очень любит мясо, рыбу, дождевых червей может есть головастиков, специальный сухой корм. Кушать они могут только в воде. Давайте угостим нашу Аделину сухими креветками, а пока она будет есть, мы немного подвигаемся.

Физкультминутка:

Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)

Встала с мягкого дивана. (встают)

Черепашка потянулась, (потягиваются)

Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)

И надела черепашка (изображают, что одеваются)

Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)

И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)

Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)

По тропиночке пошла (шагают на месте)

Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)

То направо повернет, (поворачивают голову направо)

То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное положение)

Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)

Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)

Черепашка вдруг зевнула, (зевают)

Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)

И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)

Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами уже подвигались, поиграли немного, а черепаха все еще ест. Она все делает медленно, поэтому медлительных людей часто сравнивают с черепахами.

Черепахи хорошо видят и слышат. Из воды они выползают погреться на солнышке, вытягивают шею и принимают солнечные ванны.

– Посмотрите, как передвигается черепаха? (она быстро плавает, медленно ходит).

— Из-за того, что черепаха ползает медленно, ее может догнать любой. Поэтому, когда к ней кто-то подходит близко, она втягивает голову, ноги и хвост в панцирь, и достать ее нельзя. Черепаха может и отпугнуть своих врагов – она быстро втягивается в свой домик- панцирь, в нем сжимается воздух, и раздается резкое громкое шипение. Вам понравилась наша гостья, черепашка Аделина?

Воспитатель: — Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы черепаха хорошо себя чувствовала.

(должны сделать для нее жилище, кормить, ухаживать, не обижать, заботиться о ней…)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, наша черепашка что-то загрустила. Вы не знаете, почему так получилось? Давайте подумаем?! Домик (аквариум) у неё есть, мы черепашку накормили. А почему же она грустит? А-а-а, я догадалась, наша Аделина просто заскучала. Она увидела, что вы все вместе, у вас много друзей, а черепашка одна. А как же можно черепашке сделать много друзей?

Дети: — Нарисовать, склеить, сделать из бумаги, слепить из пластилина!

Воспитатель: — Правильно можно сделать черепашек и подарить их нашей Аделине. Давайте присядем за столы, и сделаем друзей для черепахи.

Я приготовила вам картинки черепашек. Но чтобы они стали ещё красивей, надо сделать им панцирь. А панцирь мы будем делать из шариков, сделанных из салфеток. У вас есть салфетки, разрезанные на небольшие квадраты, возьмите один листочек, положите его в центр ладони. Пальцы другой руки намочите о губку, теперь мокрым указательным пальцем скатываем шарик из салфетки по кругу. Получилось? Чтобы получилась красивая черепаха, нам надо много таких шариков (катать на двух руках). (Дети приступают к работе под тихую мелодичную музыку из передачи «В мире животных». Помочь тем детям, у которых что-то не получается.) Затем возьмите кисточки, смажьте клеем всю поверхность панциря и приклейте шарики из салфеток.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые черепашки у нас получились. Я свою черепашку подарю нашей красноухой черепахе Аделине, может она повеселеет?! А вы подарите?

Дети дарят черепахе свои работы.

Воспитатель: Посмотрите, черепашка уже улыбается, ей очень понравились новые друзья, и она вас благодарит за то, что вы оказались добрыми детьми, которые никогда не обидят животных и всегда позаботятся о них в трудную минуту. В благодарность Аделина дарит вам вот это яблоко. Но оно с секретом. (Воспитатель открывает бутафорское яблоко, а там настоящие яблоки. Дети благодорят черепаху). А мы с вами прощаемся с черепашкой Аделиной, говорим ей до свиданья, приходи к нам ещё.

Наблюдение

Вот мы и добрались до такого метода исследования потребителей, как наблюдение. Организованное наблюдение позволяет получить наиболее объективную информацию о потребителях, которую невозможно добыть другими способами. И все это благодаря независимости данного метода от исследуемого субъекта или объекта. Наблюдение можно использовать как при исследовании поведения потребителей и уровня обслуживания в своем ресторане, так и при исследовании конкурентов.

Особый интерес для ресторанного маркетинга представляет неструктурированное наблюдение, когда исследователь регистрирует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету исследования. Это позволяет выявить скрытые проблемы, которые не ставились перед исследованием изначально, но имеют существенное значение для работы ресторана. Что это означает?

Вы приходите в ресторан (свой или конкурента) и ведете себя как гость. С одной лишь разницей — вы наблюдаете. Вы смотрите, как ведут себя посетители: что они говорят о заведении, какие вопросы задают, чем довольны, чем не довольны. Фиксируйте также то, как ведет себя персонал во время общения с гостями, уверенно или не уверенно, вежливо или нет. Все, что вы увидите, почувствуете или услышите, — это и есть результаты вашего наблюдения. По ходу исследования просто делайте записи, которые потом дадут неплохую пищу для размышлений. Это, пожалуй, самый дешевый метод исследования, который только существует. Поэтому практикуйте его как можно чаще.

Правда, есть одно «но» — если персонал знает вас лично, результаты наблюдения будут несколько искажаться. Во-первых, сотрудники склонны бояться своих начальников и вести себя неестественно в их присутствии. Неестественность может проявляться по-разному: у кого-то в излишней робости, а у кого-то — в излишней самоуверенности. Поэтому в такой ситуации не стоит спешить с выводами относительно работы своих сотрудников — они это знают, и именно этого они и боятся.

Во-вторых, если вы владелец ресторана, сотрудники в вашем присутствии будут все делать лучше, чем есть на самом деле. Если блюдо, которое вы заказали, красиво украшено веточкой зелени, это не всегда означает, что именно такое оформление заявлено в меню. К обычным посетителям персонал проявит не такое внимание, как к вам. С одной стороны, такое отношение к начальству — абсолютно нормально, а с другой — вы сами теряете трезвое видение ситуации. Только при наличии большого взаимного доверия между персоналом и начальством удается достичь высоких показателей деятельности. Такое бывает редко. Но даже если вас знает каждый сотрудник в лицо, наблюдать — очень полезно для здоровья вашего бизнеса, и чем чаще, тем лучше. Только внимание фиксируйте уже не столько на взаимоотношениях «гость—официант», а на поведении гостей.

Рассмотренные методы позволяют не только изучить поведение потребителей, но и проанализировать текущую ситуацию, узнать направления желательных изменений.

Анализ причин, почему потребители уходят к конкурентам, обычно выливается в отдельное исследование. Хорошо, если вы регулярно просматриваете книгу отзывов и предложений и знаете, что не так, по мнению наиболее смелых посетителей. Хуже, когда вы этого не успеваете делать. Тогда неудовлетворенный потребитель из принципа может перестать к вам приходить. Не так страшно, если такое случилось пару раз, страшно, когда это превращается в систему и ресторан приобретает соответствующую негативную репутацию. Проявление внимания к гостю, выраженное в том числе и в анализе причин его неудовлетворенности, — залог к успеху в ресторанном маркетинге. Знание потребностей своих потребителей позволяет удовлетворять их лучшим образом. А умение думать, как потребитель, может дать вам еще больше, чем хорошую прибыль, — приверженность потребителей.

Будущее всегда решает руководство компании, а ее настоящее — в руках у потребителей. Помните об этом всегда.

Наблюдение за наблюдателем

Наблюдение за наблюдателем

Мы хотим рассказать вам об особой медитации, она преобразит вашу жизнь. Это одна из самых важных практик для возлюбленных. Она поможет вам понять, насколько уравновешены полушария вашего мозга.

В тантре женская сторона проявляется во время расслабления во тьму. Она олицетворяет собой тайну, восприимчивость и материнское чрево для сотворения жизни. Это стихия инь. Ее природа — поэзия, интуиция, а также искусство, музыка и любовь. Женская сторона находится в правой части мозга и отражается в левой части тела.

Мужская сторона проявляется в действии. Эта энергия направлена вовне. Она связана с умственными способностями и с манерой человека выстраивать внешнюю реальность. Это стихия ян. Ее природа — математика, наука и рассудочность. Мужская сторона находится в левой части мозга и отражается в правой части тела. Поэтому мужчины чаще отождествляют себя с левой стороной, а женщины — с правой стороной. Но как у мужчин, так и у женщин есть два полушария мозга, и если мы станем отдавать предпочтение одному из них, то потеряем равновесие. Тогда возникнет непонимание, «война полов», никто не сможет признать индивидуальность другого человека. Полушария должны не противоречить, а поддерживать друг друга, уравновешивать тело и душу.

Когда мы осознаем в себе эти части и позволим энергии беспрепятственно течь между правым и левым полушарием, появится равновесие в теле и душе. В наше время общество учит нас использовать исключительно левую часть мозга. Это хорошо для работы, но плохо для любви, взаимоотношений. Многие люди очень боятся отпускать свою энергию инь, поэтому они не могут любить ни себя, ни других. Эта медитация раскрепостит вашу энергию (как инь, так и ян) и гармонизирует вашу личную жизнь.

Похожие главы из других книг

НАБЛЮДЕНИЕ ПРОМЕЖУТКОВ

НАБЛЮДЕНИЕ ПРОМЕЖУТКОВ . Начните небольшую дыхательную медитацию. Сядьте на подушку, так, чтобы ягодицы были немного выше колен. Затем выпрямите спину, распрямитесь. Сначала подвигайте телом и остановитесь, только когда почувствуете, что оно пришло в полное равновесие.

Медитация «Наблюдение за наблюдателем» (в одиночестве)

Медитация «Наблюдение за наблюдателем» (в одиночестве) Первая стадия (5 минут)Вы удобно сидите перед зеркалом и не отрываясь смотрите на отражение своего лица. Старайтесь не моргать. Отмечайте свои ощущения и мысли. Через пять минут закройте глаза ладонями, успокаивая

Медитация «Наблюдение за наблюдателем» (в паре)

Медитация «Наблюдение за наблюдателем» (в паре) Первая стадия (5 минут)Вы удобно сидите перед своим партнером и не отрываясь смотрите в его (или ее) глаза. Старайтесь не моргать, тщательно изучайте лицо своего партнера. Через пять минут закройте глаза ладонями, успокаивая

Наблюдение за телом

Наблюдение за телом Наблюдение за разумом и телом — базовый навык во всех традициях медитации. Его называют по-разному: внимательность, самонаблюдение, не осуждающее восприятие, наблюдающее сознание и молчание. В западной философии оно именуется усилением наблюдающего

Наблюдение за дыханием

Наблюдение за дыханием Это упражнение и последующее использует дыхание в качестве объекта внимания. Оно похоже на упражнение «Наблюдение за телом», которому мы учили Нэнси во второй главе. Прежде чем приступить к упражнению, прочтите описание.1. Устройтесь удобно в

Наблюдение как путь к мастерству

Отстраненное наблюдение

Отстраненное наблюдение «Отстраненное наблюдение предполагает неучастие, эмоциональную невовлеченность в окружающий мир. Чтобы войти в состояние отстраненного наблюдения, достаточно сделать совсем небольшое интеллектуальное усилие». Рамеш показывает, чем

Наблюдение мыслей

Наблюдение мыслей В настоящем прямом моменте переживания нет ничего, о чем можно сказать, подумать или что можно обозначить.Одни медитации включают в себя анализ, тогда как другие сосредоточиваются прямо на непосредственном переживании, так что каждый вид открывает

Глава 2. Наблюдение наблюдателя

Глава 2. Наблюдение наблюдателя Ринпоче: Теперь скажите мне, кто наблюдает наблюдателя?Слушатель: Когда я наблюдаю свои мысли, я должен был бы иметь наблюдателя, чтобы наблюдать свои мысли, а затем я должен был бы наблюдать наблюдателя. Р: Я хотел бы внимательно прослушать

Наблюдение Ума (Читтанупассана)

Наблюдение Ума (Читтанупассана) 34] “И как же, монахи, пребывает монах, наблюдая ум как ум? Вот, монах понимает ум, затронутый вожделением, как ум, затронутый вожделением, а ум, не затронутый вожделением, как ум, не затронутый вожделением. Он понимает ум, затронутый

Станьте беспристрастным наблюдателем

Наблюдение за дыханием

Разделение между наблюдателем и наблюдаемым

Осознавание ума (наблюдение ума в уме)

Осознавание ума (наблюдение ума в уме) Ум — мощная сущность. Он может помочь нам достичь того, что мы когда-то считали недостижимым. И он также может, если мы ему позволим, помешать нам в достижении наших целей, — например, воспрепятствовать нашему успеху в решении проблем,

8.8. Психологическое наблюдение за группой

Психологическое наблюдение за группой. В практике деятельности работников правоохранительных органов наблюдение за психологическими особенностями группы людей позволяет решать разнообразные профессиональные задачи. Во-первых, психологическое наблюдение за группой правонарушителей и диагностика специфики ее психологии (выявление статусной и ролевой структур, оценки состояния внутригрупповых отношений, характера поведения лидера и т.д.) создают благоприятные предпосылки для разобщения группы, предупреждения и пресечения преступлений. Во-вторых, наблюдение за социально-психологическими явлениями в группах работников органов правопорядка (следственно-оперативных группах, группах по задержанию вооруженных преступников, патрульно-постовых группах и др.) позволяет повысить эффективность совместной деятельности и руководства ими. В-третьих, проведение ряда профессиональных действий вообще невозможно без применения психологического наблюдения за группой. Например, проведение следователем очной ставки основывается на психологическом наблюдении за поведением по крайней мере двух людей, что позволяет сделать определенные выводы об их взаимоотношениях, взаимопонимании или противоречиях, социально-психологических качествах общающихся.

Психологическое наблюдение за группой представляет собой целенаправленное и организованное восприятие различных сторон ее психологии в процессе совместной деятельности и взаимодействия людей. Психологическое наблюдение может быть включенным и невключенным в зависимости от того, является наблюдатель членом группы или нет.

В психологическом наблюдении за группой доказала свою эффективность процедура стандартизованного (или контролируемого) наблюдения.

При стандартизованном психологическом наблюдении в отличие от нестандартизованного (или неконтролируемого, случайного) сбора фактов наблюдатель заранее определяет, какие элементы группового поведения имеют наибольшее значение для изучения, и сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизованное наблюдение осуществляется с помощью диагностических шкал, формализованных планов и программ наблюдения.

Формализованный план наблюдения за групповой деятельностью. В юридической психологии хорошо известна процедура контролируемого наблюдения за групповой деятельностью, предложенная американским психологом Р.Бейзлом. В результате многочисленных исследований он составил план наблюдения, в котором показаны все значимые признаки поведения членов группы при совместном решении задачи. 1

План наблюдения за поведением людей в группе

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

2. Чувствует себя удобно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.

3. Соглашается, пассивно повинуется, понимает, уступает другим.

4. Советует, руководит, причем учитывает автономию других.

5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства или желания.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действий.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

И. Проявляет напряженность, раздражение, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.

Указанные в плане наблюдения признаки поведения членов группы говорят о следующем:

пп. 1,2,11,12 описывают сопровождающие процесс совместного принятия решения эмоции (пп. 1,2 — положительные и пп. 11,12 — отрицательные эмоции) и .соответствующие действия членов группы;

пп. 6, 7 характеризуют ориентировку членов группы в отношении общей задачи;

пп. 5, 8 оценивают ход выполнения совместной задачи членами группы;

пп. 4, 9 характеризуют качество внутригруппового контроля;

пп. 3, 10 раскрывают процесс принятия совместного решения, причем пп. 4, 5, 6 характеризуют предложения собственных решений, а пп. 7, 8, 9 — поиск решений у других членов группы.

Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе.

В. Ньюстетгером предложена шкала оценки в процессе наблюдения характера проявлений взаимоотношений членов группы в диапазоне от сердечности до прямой враждебности. Шкала состоит из девяти пунктов (табл. 8.2). 2

Таблица 8.2. Шкала оценки межличностных отношений в группе

Наблюдаемые показатели у членов группы

Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.)

Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжать, приглашать, предпочитать, защищать)

Знаки товарищеского отношения (шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение)

Случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия)

Почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды)

Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка доминировать без ссоры, ирония, критика)

Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими)

Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желания (обвинение, критика, ирония)

Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку)

Шкала показателей групповых взаимоотношений и ее применение в процессе наблюдения. Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в табл. 8.3. 3

Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям: характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе; наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя.

Прием достижения целостного образа группы основывается на необходимости сбора как можно более полной и объективной информации о группе, что позволяет преодолеть тенденцию к категоричным, грубым оценкам специфики ее психологии только «в черно-белых» красках.

Таблица 8.3. Шкала показателей групповых взаимоотношений

Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи

Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости

Взаимодействуют не согласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе

Взаимодействуют формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу

Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу

Прием критичности в оценке группы. Смысл его заключается в сбалансированности как положительных, так и отрицательных оценок. Тенденция к злоупотреблению положительными оценками, которая получила название «эффекта снисхождения», искажает истинную картину психологических явлений в группе. Кроме того, при наблюдении «эффекта ореола» следует учитывать действие характерного переноса на актуальную оценку групп предыдущих оценок (как отрицательных, так и положительных).

Прием избирательного подхода к оценке группы и преодоления распространенных стереотипов. Наблюдение за группой должно строиться с учетом имеющихся порой тенденций к усреднению оценок и использованию стереотипов, шаблонных выводов при диагностике группового поведения (например, при ведении наблюдения за группой правонарушителей). Каждая группа имеет свою психологию и обнаруживает особенности групповой деятельности.

Прием выводов и оценок, основанных на длительном наблюдении за группой. Иногда наблюдатель делает выводы о группе на основе первого впечатления о ней, а последующую информацию отбрасывает, считая ее случайной и поверхностной. Это обстоятельство приводит порой к неверным выводам о психологических особенностях группы. Практика показывает, что социально-психологические

явления в группе должны изучаться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, а посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых фактов.

Прием опоры в наблюдении на сознательно выделяемые признаки и показатели групповой психологии предъявляет серьезные требования к подготовке наблюдателя, отбору обоснованных показателей оценки группового поведения, свидетельствующих о специфике групповых социально-психологических явлений. Использование этого приема позволяет избежать большого числа логических ошибок, возникающих в силу констатации связей между некоторыми признаками группового поведения и реальной психологией группы, хотя на самом деле такая связь отсутствует или минимальна.

1 Ядов В.А. Социологическое исследование // Методология, программа, методы. — М.: Наука, 1972. — С. 114-115

2 Методы социальной психологии. / Под ред. проф. Е.С. Кузьмина и канд. психол. наук В.Е. Семенова. — Л.,1977. — С. 23-24.

3 Методики психодиагаостики в спорте: Учеб. пособие. / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. — М., 1984. — С. 67-68.

Ссылка на основную публикацию